WebForSales
Как насчёт узнать о своих клиентах через призму рыбалки и заодно изучить их проблемы, желаемое будущее относительно проблемы, боли, потребности, критерии выбора, страхи, возражения и пожелания при выборе поставщика продукта?
2 статья из цикла о привлечении клиентов для малого бизнеса и частных специалистов.
В прошлом посте вы разложили свою общую услугу на несколько отдельных. Для тех кто впервые видит мои посты - введение в суть дела тут (пишу цикл постов “Как самозанятым и малому бизнесу привлекать клиентов и увеличить отдачу от этих ваших маркетингов”).
Не просто юрист, а юрист по составлению договоров, юрист по семейным спорам, юрист по арбитражным спорам, юрист по регистрации и ликвидации юр фирм, юрист по взысканию задолженности, юрист по банкротству. Кстати, каждую ещё можно разделить на подуслуги.
Не просто веб-дизайн, а дизайн соцсетей, постов, рекламных баннеров, лендингов, логотипов, превью к видео, карточек товаров на маркетплейсах и тд.
Возможно вы сделали описание процесса оказания услуги и оценку трудозатрат в часах. Пока это держим у себя и приступаем к изучению клиентов.
Представьте, что вы собрались на рыбалку. Ну а если вы девушка или просто далеки от рыбалки - то ваш супруг, или папа, или дедушка.
Сначала рыбак определяет кого будет ловить. Карася, окуня, щуку, судака, сазана, жереха. И под каждую рыбу он готовит свою снасть и наживку. Приманкой для щуки можно конечно поймать окуня, но улов будет не тот, который хочется. Потому что рыбак предлагает окуню не то, что он хочет. Более того, с одной рыбой можно себя вести относительно шумно и тягать рыбёху за рыбёхой, а с другой - нужно ждать часами в полной тишине. Некоторых нужно прикармливать несколько дней. С другими - просто приплыть на место скопления.
Рыба - ваш клиент. Наживка - продукт. Снасть - инструмент для отправки вашей наживки (продукта) рыбе (клиенту). Знание, что нужно щуке, а что окуню, а что другой рыбе - знание ваших клиентов, их текущих проблем, желаний.
Ситуация со знанием своих клиентов зачастую похожа на “Так-с, у меня есть удочки, пойду что-нибудь поймаю. Главное, у меня есть удочка. Прорвёмся!” И пошёл ловить щуку на крючок для карасей (наживка).
Хорошая новость, что вы уже разобрали, какие у вас есть наживки в принципе. Позже мы с ними разберёмся. А сейчас давайте узнаем побольше о видах рыб.
Начинаем с определения точки А клиента и его желаемой точки Б.
Точка А - его проблема и боль.
В какой ситуации находится клиент, с какой проблемой он столкнулся в контексте вашего продукта. Какая у него в связи с этим боль? Здесь стоит думать немного шире, отстраниться от вашей услуги.
Сегодня примером будут не юристы, а люди из моей сферы, но подходит для всех. Представим, что к фрилансеру пришёл хороший клиент, благодаря работе с которым он сможет несколько месяцев жить и работать.
Проблема - клиент хочет договор для отчётности и чтобы с расчётного счёта можно переводить, а у фрилансера всё на карту.
Боль - надо быстро решить вопрос, решить с договором и принять деньги. Договор либо искать по знакомым и в интернете, а потом открывать ИП и расчётник - достаточно долго, да и потом с налогами что-то как-то, как договор правильно править, в общем непонятно и страшно.
Точка Б - желаемое будущее, какой хочет получить результат.
Здесь можно рассматривать на 2 уровня вглубь, чтобы глубже понять клиента.
У нашего фрилансера это:
Определяем, кто может соответствовать этим точкам А и Б максимально конкретно.
Не просто фрилансер, а какой именно фрилансер.
Таргетолог, дизайнер, контекстолог, сайтодел, сеошник, автоматизатор, копирайтер, прототипировщик, веб-аналитик и тд.
Опять вернёмся к рыбалке. Я не люблю есть карасей, краснопёрок, лещей. Они слишком костлявые. Я люблю сома, судака, щуку. И я прекрасно знаю как их ловить, на какую приманку, какой снастью, где они обитают и как себя нужно вести во время ловли.
В идеале так должно быть и с клиентами. Когда выбираешь свой сегмент, то знаешь что продавать, как продавать, что важно клиентам, зачем им это нужно, как им это нужно. В следствии чего клиентов становится больше, ведь вы теперь знаете СВОЮ рыбу. И выкидываешь свой “швейцарский нож” с переходом на нужные клиентам продукты и услуги.
Мы узнали проблему и боль, желаемое решение.
Дополнительно нужно определить ещё несколько важных моментов. Страхи, возражения, критерии выбора.
Страх - врожденное чувство человека, которое призвано защищать нас. И клиент перед покупкой всегда чего-то боится. Боится что его обманут, сделают плохо, используют плохие материалы, уделят слишком мало времени и это повлияет на результат, что переплатит и тд.
Вам нужно заранее предугадать его страхи и предупредить. Чтобы определить их, закончите за него предложение “Я боюсь, что…”
Обратно к фрилансеру. Он боится, что нужно открывать ИП, идти в ФНС с бюрократией, выбрать правильную систему налогообложения, платить налоги, обязательные взносы, что он не справится и клиент уйдёт, а платить будет нечем, для расчётного счёта ещё нужно будет деньги выделять, а с договором то сколько страхов!
И каждый пункт должен быть выписан с обработкой этого страха.
Проще всего объяснить фразой «Я готов купить, но…» или «Я не покупаю, потому что…».
С возражениями главное - знать, что это нормально, что это не отказ. Нужно просто быть к этому готовым и предупредить 4 основных возражения.
Возражения и их предупреждение:
На что обращает своё пристальное внимание клиент при выборе и перед покупкой? Что ему важно? Здесь некоторые моменты перекликаются с предыдущими пунктами, но многое очень индивидуально. Подумайте над этими вопросами. Спросите своих клиентов, которые купили, которые не купили, которые собираются купить.
Я знаю что вы с вероятностью 99% не сделаете этого сами, поэтому рекомендую заказать за 500-1000 рублей сделать это за вас где-нибудь на воркзилле или кворке. Заранее соберите контакты, подготовьте краткий текст (мол, здравствуйте, я помощник у того-то или такой-то компани, уделите минуту и вопрос) для исполнителя и таблицу отчётности. Для перестраховки придётся выборочно всё таки позвонить нескольким номерам, мол вам звонили мы или нет, проверяем работу, но вы уже будете звонить из внутренней позиции босса, а не просителя обратной связи.
Выберите свою «рыбу» (клиента), узнайте повадки (проблемы, боли, желания, страхи, возражения) и подберите правильную наживку (продукт).
Теперь должно быть понимание, какая проблема и боль у клиента, какой результат хочет получить и для чего (желаемое будущее), какие есть страхи, возражения, критерии выбора относительно продукта, вас, вашей темы.
В идеале всё это должно быть не в голове, а задокументировано.
В следующий раз мы эту наживку модифицируем, доработаем, усилим привлекательность.
Про моего фрилансера из примера. На мой взгляд идеальное решение для него это не юрист, который поможет с открытием ИП, расчётником и договором, а ИП на НПД, то есть ИП-самозанятый с открытием расчётника в Тинькофф (не реклама, а субъективное мнение), в котором есть конструктор документов. Статус ИП, без проблем по налогам, расчётный счёт, договор на любые услуги.